На обучении консультантов телефона доверия мы оттачивали умение внимательно слушать собеседника.
Оно помогает и в повседневном общении, и является необходимым профессиональным специальным навыком для ведения диалогов во многих видах деятельности.
Мы рассмотрели наиболее эффективные техники активного слушания: постановка вопроса, перефразирование и обобщение, отражение чувств, паузы молчания, интерпретация, предоставление информации. Учились на практике перед беседой настраиваться, определять цель общения, осознавать, что может мешать непредвзятому безоценочному восприятию партнера по общению.
Мы порассуждали о своих личностных ценностях и о своей ответственности в беседе в качестве консультанта.
Потренировались справляться с возможными «ловушками» консультирования. В учебном процессе мы моделировали ситуации встречи с ними и находили пути, помогающие их избежать. Невозможно предусмотреть всё, но выполнение практических заданий и дальнейшее приобретение практического опыта консультирования помогает минимизировать попадание специалистов в них.
Упражнения помогали участницам задуматься над тем, какие наши проблемы делают нас наиболее уязвимыми к определенным словам клиента – склонность легко формировать чувство вины, желание быть совершенным, страх неодобрения.
Участницы продолжают укреплять себя в позиции консультанта. Впереди новые учебные дни!