Материал секции «Группы в тюрьмах для родителей, применяющих насилие в отношении своих детей. Методические материалы»
Ведущая Ханна Хертель – представитель Ассоциации убежищ для женщин и центров поддержки девушек Швеции (Стокгольм).
Представление итогов Шведского проекта «С точки зрения ребенка» в рамках системы исполнения наказаний.
По официальной статистике в Швеции каждый 10-ый ребенок является свидетелем сцен насилия между родителями. Поэтому ошибочно полагать, что если в отношении ребенка не совершают насильственных действий, то он не испытывает насилие.
В рамках проекта состоялись встречи с заключенными, которые являются родителями. Занятия проходили в интерактивной форме. В ходе занятий участникам была представлена информация о статистике по проблеме домашнего насилия, о видах насилия, понятии, последствиях насилия в семье, о стратегиях защиты детей от домашнего насилия.
Следующим этапом была работа с эмоциями. Так как, чтобы измениться, человеку нужно осознавать свои эмоции и понимать самого себя как личность. Вывод: сами по себе эмоции не могут быть правильными и неправильными, но ты не имеешь права причинить вред другому человеку.
Дальше работа специалистов была направлена на установление взаимосвязи: эмоции – действия – последствия. В ходе данного блока занятий большое внимание уделялось проработке чувства вины и стыда.
Велась работа с ситуациями риска совершения насилия в отношении детей, используя метод «СТОП». Задача проанализировать свое эмоциональное состояние по принципу светофора, где зеленый – спокоен, желтый – я и моё эмоциональное состояние может выйти из под контроля и красный – вышел из под контроля, совершил насильственное действие. Участникам предлагалось продумать ответ на вопрос: Что мне нужно сделать, чтобы не перейти в «красный». Например, если человек голодный и из-за этого зол и не может уделить внимание встречающему его ребенку, он может объяснить ребенку, что сначала он хотел бы поесть, так как голоден, а потом будет готов поговорить с ним.
На занятиях с участниками много говорили об их собственных детских впечатлениях и задавали им вопрос, что из этих впечатлений они хотели бы передать своим детям.
В работе с группой ведущие использовали оценочные упражнения, упражнения на ассоциации.
Например, упражнение «Горячий стул». В кругу есть свободный стул. Ведущий задает вопросы из серии «какой я родитель?». Те участники, которые отвечают утвердительно на данный вопрос, должны пересесть на любое свободное место. Те, которые отвечают отрицательно, остаются на месте.
Также использовали упражнение «Незаконченные предложения» по теме родительства.
Упражнение «Плохой – хороший родитель». Ведущий делит группу на 2 подгруппы. Задача одной подгруппы заключается в описании качеств самого ужасного родителя в мире, задача другой – описать качества самого хорошего. Затем подгруппы представляют свои списки на всю группу. После идет обсуждение и ответ на вопрос: можно ли быть абсолютно плохим или абсолютно идеальным родителем? Важно в данном упражнении поощрять любые стремления участников работать над своими качествами из плохого списка и развивать в себе качества из хорошего списка.
Как уже говорилось, ситуация насилия порождает чувство вины и стыда, что в свою очередь мешает обратиться за помощью в том числе и обидчикам. На занятиях участникам проговаривалось, что обращаться за помощью это очень важно, это говорит о том, что он хороший родитель, который способен работать над своими ошибками при общении с ребенком. Ведущие сообщали подробную информацию о том, где можно получить подобную помощь.
С заключенными много говорили о будущем. Отмечали, что каждый достоин лучшей жизни и вместе с участниками искали ресурсы, с помощью которых человек сам может создавать эту лучшую жизнь.