Материалы секции «Дети, пережившие домашнее насилие»
Ведущий Петер Розаре – психолог, представитель Ассоциации убежищ для женщин и центров поддержки девушек Швеции (Стокгольм).
Представление о том, как насилие влияет на детей, основываясь на теорию привязанностей Джона Боулби.
Насилие очень травмирует детей, т.к. они не отдают себе полного отчета о том, что происходит. Не менее опасно для ребенка наблюдать или даже слышать сцены насилия между взрослыми. Но еще более опасным для детей является латентное насилие, при котором ребенок живет в постоянной тревоге и думает, что он должен сделать, чтобы насилие прекратилось.
Нарушается контакт матери и ребенка с раннего возраста, т.к. женщина полностью погружена в ситуацию насилия. Вследствие чего ребенок, испытывая много эмоций, остается один, когда ему так важен контакт со взрослым.
У ребенка, с раннего возраста находящегося в ситуации насилия, развита телесная память, он хорошо помнит, как тяжело находиться в ситуации опасности.
С рождения ребенок очень зависим от родителей и он обладает врожденной способностью устанавливать контакт со взрослыми. Если ему некомфортно, он подает сигнал родителям. То, как реагируют на этот сигнал родители, является для ребенка системой заботы.
Когда ребенок плачет, у родителей возникают сильные эмоции, и они пытаются удовлетворить его. Ребенок, в свою очередь, также испытывает в этот момент сильные эмоции, которые он не умеет регулировать сам. Для того, чтобы справиться с эмоциями, ребенку необходимо присутствие взрослого. Следовательно, ребенку требуется эмоциональный контакт с родителями.
Если взрослый утрачивает ощущение эмоционального контакта с ребенком, то он теряет и способность быть внимательным родителем.
Для ребенка важно чувствовать, что его родители могут его защитить. В ситуации насилия у него возникает чувство вины, и он начинает думать, что лучше бы его не было.
Для ребенка родители являются базой, он чувствует, что они могут его защитить и помочь разобраться в том, что для него непонятно или пугающе. Чем сильнее ребенок чувствует от родителей защиту и помощь, тем быстрее он развивается. У 60-70% детей формируется такая связь и образуется надежная привязанность.
У 20% детей формируется ненадежная привязанность, которая может быть 3-х видов.
1) Ненадежная, но организованная привязанность – присутствует некая регулярность реакций родителей на поведение ребенка;
2) Ненадежная привязанность с чертой избегания – родители уклоняются от попыток ребенка установить эмоциональный контакт. Из-за этого ребенок закрывается и старается найти внутренние ресурсы для разрешения ситуации.
3) Ненадежная амбивалентная привязанность – родители иногда адекватно реагируют на сигналы ребенка, а иногда избегают. При такой привязанности, если ребенок знает, что в аналогичной ситуации родители реагировали на его зов, а теперь нет, он начинает кричать громче.
У 10% детей формируется дезорганизованная привязанность. Ребенок ищет контакта со взрослым. Родитель либо пугает ребенка своей реакцией на его просьбу, либо очень напуган сам поведением ребенка. В результате нарушается близкий эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. У ребенка формируется постоянное ощущение страха, он не надеется на нежность и заботу со стороны родителя. И ребенок начинает контролировать отношения со взрослым – ведет себя насторожено, т.к. боится устанавливать с ним близкую связь.
В результате формирования ненадежной привязанности между взрослым и ребенком выделяют 3 типа поведения детей:
1) Агрессивно-напуганный. Ребенок доверяет только себе, надеется только на себя и настороженно ведет себя со взрослыми. У него появляется злость, ненависть в отношении родителя, которого он боится. Свои негативные эмоции он вымещает на более слабых, а к тем, кто сильнее его – приспосабливается. Внешне такой ребенок очень агрессивный, злой, управляет своими сверстниками. А внутри у такого ребенка – живет большой страх, который мешает ему спокойно заснуть, т.к. он не может полностью расслабиться, отпустить контроль за ситуацией потому, что днем ему приходиться подавлять свои эмоции.
2) Принудительно-заботящийся. Такой ребенок сам проявляет заботу о взрослом, чтобы получить его внимание и нежность. Это очень ответственные, хозяйственные не по годам дети. На данный тип детей в ситуации насилия родители не обращают внимания.
3) Принудительно-послушный. Такие дети четко понимают, до какой степени они могут чего-то требовать от взрослого. Если родитель от него отдаляется, то он отдаляется до такой степени, чтобы родителю самому захотелось возобновить с ним контакт. Дети этого типа всегда послушны, выполняют все правила и очень хорошо адаптируются к среде.
Многие события, происходящие в жизни ребенка, порождают у него сильные эмоции. Он часто задумывается, не его ли это вина, что произошло насилие. Он начинает себе внушать, что должен быть лучше или лучше бы его не было вовсе, и тогда всего этого не случилось бы в их семье.
Временами родители выходят на контакт с ребенком, относятся к нему хорошо. И у ребенка возникает амбивалентное ощущение – я хочу им доверять, но могу ли я это делать?
Такой ребенок постоянно озабочен установкой контакта с родителями. Его волнует вопрос, насколько они хотят общаться с ним. Из-за всего этого он забывает о своих потребностях.
Часто, дети, живущие в ситуации насилия, ведут себя агрессивно. Они очень болезненно реагируют на расставание с мамой, постоянно мобилизованы – повышен тонус мускулатуры. Такие дети испытывают постоянное чувство тревоги и страха. Им сложно концентрировать свое внимание, из-за чего у них часто плохие успехи в учебе. Они испытывают трудности в установлении отношений с другими детьми и со взрослыми. В отношениях они либо управляют поведением других, либо осторожны, постоянно наблюдают и контролируют ситуацию, из-за чего часто одиноки и необщительны.
У женщин, живущих в ситуации домашнего насилия, наблюдаются нарушения памяти, неспособность планировать свою деятельность, невозможность сконцентрировать свое внимание, нарушения сердечной деятельности, повышенная усталость.
Мужчина отбирает у нее родительский авторитет, т.к. женщина полностью погружена в ситуацию насилия и контакт с ребенком нарушен. В результате, ей сложно определить границы дозволенного – недозволенного для ребенка, она теряет способность влиять на поведение ребенка, способность различать обычное «родительское нет» и всезапретность, т.к. у нее присутствует чувство вины за ситуацию насилия перед ребенком. Она чувствует себя бессильной в отношениях с ребенком. У женщины утрачивается навык, способность выстраивать отношения с ребенком в той или иной ситуации.
Она не способна спокойно, расслабленно заниматься и играть с ребенком. Ее мучает вопрос, а что об этом подумает папа? Со стороны ребенка возникает ситуация борьбы: а действительно ли ты, мама, можешь что-то решать?